Архив
Выставка "Память войны"
Из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Набережночелнинской картинной галереи
19 апреля – 10 мая
Большой зал (Кабинет эстампа)
0+
В Набережночелнинской картинной галерее в большом зале в кабинете эстампа экспонируются произведения живописи и графики, выполненные известными художниками Татарстана и России. Основная тема выставки образы героев, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Полотна, выполненные в суровом стиле 1980–х годов и более поздние в свободной живописной манере, повествуют о героях и событиях разных периодов отечественной истории. В экспозиции представлены портреты ветеранов Великой Отечественной войны. Художники используют различные стилевые подходы, наполняют образ своих картин предметами, памятным пространством, действующим окружением, благодаря чему работа приобретает сюжетно-тематическое содержание.
Картина Прытковой Галины Николаевны (1906-2001) «Портрет Ф. Чанышевой» (1922-1998) принадлежит фондам Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, написана в 1967 году.
Ф.Чанышева - лейтенант медицинской службы, в Великую Отечественную войну - медицинская сестра, фельдшер. Практически сразу после призыва попала на передовую. И не счесть, сколько жизней спасла она во фронтовое лихолетье: только в одном тяжелейшем сражении в июле 1943-го она вынесла с поля боя полсотни солдат и офицеров. За боевые заслуги имела следующие награды: Орден «Красной Звезды» (дважды), Орден «Отечественной войны» I-ой и П-ой степени, Медаль «Имени Флоренс Найтингейл» (1965) в числе первых пяти медсестер СССР награждена Международным Комитетом «Красного Креста» за исключительные заслуги и самоотверженность, проявленные в военное время в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, высокие моральные и профессиональные качества и заслуги перед Отечеством, 14 медалей, в том числе: медаль «За Отвагу», медаль «За Боевые заслуги». Автор работы Галина Прыткова и портретируемая Фаина Чанышева являются нашими земляками, жили и работали в столице нашей республики-Казани.
На выставке достойное место занимают произведения Скобеева Валерия Николаевича, казанского художника: левая («Эвакуация») и правая («Расставание») части триптиха «ИЮНЬ 1941». Художник Скобеев Валерий Николаевич родился в 1938 г. в пос. Измайловка Ульяновской области. По окончании Казанского Художественного Училища(1960-1964г.) поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина(1964-1970г.). Учиться Валерию Николаевичу посчастливилось в мастерской советского живописца, графика, педагога и профессора Евсея Евсеевича Моисеенко, который воспитал несколько поколений художников. В 1970 году художник защищает дипломную работу «Сельская новь», за которую получает отличную оценку и квалификацию «художник-живописец, педагог». Аттестационной комиссией он был рекомендован в аспирантуру, однако он выбирает свободный полет на своем творческом пути и, поэтому, возвращается в Казань. Его творчество развивается в сфере сюжетно-тематической картины, требующей масштабности мышления, глубокого философского анализа жизни, разносторонности дарования, обостренного чувства композиции, гармонических цветовых построений.
Храмов А. Д. «На минском шоссе», холст, масло, 1974 г., из фондов ГМИИ РТ. Храмов Алексей Дмитриевич (1910 - 2003) родился в Борисоглебске Воронежской губернии. Живописец. Работал в станковой живописи, преимущественно в пейзажном жанре. Автор ряда картин на тему Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Член Союза художников России с 1938 года. С 1936 года - постоянный участник областных выставок. Экспонент зональных («Большая Волга», 1974, 1980, 1985), республиканской (Москва, 1960) художественных выставок. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Работы художника находятся во многих музейных собраниях в России.
На выставке представлено реалистическое произведение «На минском шоссе». Военнопленные поверженной фашисткой армии изображены в центре полотна, их окружают - поля, слева остатки боевой техники, пустые железные бочки и приведенная в негодность боевая техника. Зритель как будто открывает занавес и попадает в те далекие годы 45-ого. Работа выполнена в технике лессировки, тщательно прописаны все детали.
Особое место занимают произведение Ильдара Зарипова «Хлеб 41-го». рассказывающий. В скупой на детали и монументальной композиции натюрморта художник предельно четко повествует о времени когда началась война.